Топонимы; масштаб, часть четвёртая

Топонимы; масштаб, часть четвёртая

Город мёртвых и дождливый Хюэ
24 ноября
author
Евгений Алёхин
Писатель, музыкант, основатель группы «макулатура»
Путь из Дананга в Хюэ пролегает через огромный город мёртвых. Кварталы гробниц тянутся вдоль трассы, а пустые веранды кажутся заселёнными кем-то невидимым. В четвёртой серии путевых заметок писатель и музыкант группы «макулатура» рассказывает о пасмурной дороге в Хюэ и о чувстве тревоги, которое усиливается с каждым километром.
Другие фрагменты дневников Алёхина читайте тут, новые главы появляются в «Номере» каждые две недели.

8. Вылазка в Хюэ через город-призрак

Миша Лебедев позвал нас скататься в Хюэ — бывшую столицу императорского Вьетнама, где проживала династия Нгуен. Их фамилия стала самой известной и распространённой. Но подлинной целью был город-призрак с целыми кварталами гробниц и захоронений — небольших серых с красным и синим построек с алтарями и маленькими святынями, исписанными китайскими иероглифами, пустых полых зданий и веранд, созданных для мёртвых людей.
В каких-то стенах и тайниках уже был припрятан фамильный прах, а некоторые «дома» только ждали своих первых покойников. Миша недавно купил себе камеру среднего формата (это значит, у неё размер кадра в четыре-пять раз больше, чем у нашего фуджика, на который мы с Ж. делаем снимки к этим заметкам¹) и хотел отфотографировать меня среди этого мрачного великолепия.
— Ну ты не брейся! — такое было наставление.
Фото
Позавтракали, прыгнули на мопеды: Миша со своей женой, я — со своей.
Ехать три часа. Потом час до Хюэ, там и переночуем.
По дороге Ж. накидывала мне некоторые факты:
— гробницы строятся на деньги уехавших после падения Сайгона вьетнамцев — они закрепились в США и Австралии и считают себя почти иностранцами, но высылают деньги оставшимся родственникам из уважения к утраченным корням;
— получив эти деньги, родственники строят вот эти роскошные могилы;
— правительство региона уговаривает людей остановиться застраивать окрестности города кладбищами, инвестировать в постройки для живых...
Фото
Когда вспоминаешь тягостный день, обычно до точки невозврата он кажется либо подозрительно радостным, либо пропитанным дурными предзнаменованиями. Настроение было скверное, и я устал от поездки.
Дожди и промозглая погода, не прекращающаяся день за днём, не отвадили меня от купания в море, и мне продуло шею и дельтовидные мышцы. Каждый поворот головы давался с трудом. Я думал про итоги года, которыми как будто ещё неистовее, чем обычно, люди засирали соцсети, мысленно спорил с ними: нельзя ничего подводить, пока не наступил следующий.
Даже заголовок такой писать нельзя!
Разминая затёкшее тело среди мрачных построек под затянутым тучами небом, я затревожился.
— Идём куда-то туда! — указал Миша.
— Хэлло! — заорали в два голоса подростки с мотоцикла, проносясь мимо и одновременно показывая нам жест «фак ю».
— Син чао! — отправила Ж. воздушный поцелуй в ответ.
Опять повисла трупная тишина. Я тревожился за мопеды, которые оставались тут среди кошмара, — какой-нибудь дух оседлает моего коня и уедет жить моей жизнью, тогда как я останусь здесь. Нам с Ж. придётся усыновить пару детей-призраков. Может, не так уж и плохо.
Фото
Жёны увлечённо болтали о том, что марафоны желаний больше не работают. Теперь тренд на приятие состояния и умение быть в потоке. В общем, мы разбились на однополые мини-команды. Миша тоже, казалось, пригрузился, не спешил делать первые снимки. Вышли на берег и увидели вдалеке стадо буйволов, рыбацкие лодки, заветренные хвойные деревья и пальмы.
— Давай начнём здесь.
Плёнка для среднего формата дорогая, Миша каждый кадр сперва проверял через экспонометр на айфоне, а иногда просил меня сделать пробный снимок в полуавтоматическом режиме, чтобы свериться в настройках для своей старой, но почти идеально-нетронутой Mamiya.
Перед тем как снова занырнуть в мёртвый район, мы остановились у разрушенных туристических построек. Несколько туалетных кабинок, бассейн, наполненный дождевой водой, пара голых стен бунгало.
Фото
— Здесь не имеет смысла что-то строить надолго. Все здания сразу рассчитаны на гниение, — сказал Миша. — Всё покрывается плесенью.
— Кроме гробниц.
В траве под пальмами и соснами трепыхалась птичка. Мы вчетвером встали над ней, воздух загустел.
— Она застряла? — сказал Миша.
Я наклонился, чтобы помочь ей выбраться. Снял с себя жилетку. Вдруг я увидел, что ноги птички уже превратились в месиво. Это была родственница ласточки, и в неё вцепились зубья из металла. Хотелось, чтобы один из товарищей начал что-то делать правильное сейчас — вместо меня.
— Или она в капкане.
Я накрыл её жилеткой, чтобы не трепыхалась. В это время Ж. гуглила, как раскрыть капкан. Миша предположил, что их ловят, чтобы потом отпустить. Нет, это явно не птица для монастыря, которую ты выпускаешь на волю, очищаясь от грехов, а птица — блюдо в ресторане. Второй капкан, который я не увидел, щёлкнул рядом с пальцами, сцапав жилетку. Мне удалось раскрыть его по инструкции, которую показала Ж., но второй капкан, с птичкой, был как бы спрятан ниже уровня земли и оттуда цеплялся тросом. Что бы я ни сделал, ей бы стало только больнее.
— Это он? — сказал Миша с испуганным презрением.
Браконьер бесшумно подъехал на своём мотоцикле и ждал, когда мы отвалимся от его добычи. Он был готов к бегству, но страшно ему не было. Наверное, он уже не раз получал палкой от «кузнечика» — так, по словам Миши, называют полисменов в зелёной форме. Браконьер напоминал школьных изгоев, которых нехотя опускали, но им было всё равно. У них была какая-то своя основная жизнь за пределами школы, и на этих изгоях была большая ответственность. В каких-то семьях они подростками становились главой семьи. Браконьер улыбался от напряжённого ожидания. Маска.
— Братан, отпусти её, а! — сказал Миша отчаянно и по-русски.
Фото
***
В Хюэ всегда дождь — так сказала Катя.
Мы заселились в маленькую гостиницу, которую Миша уже знал, и, оставив байки, пошли прогуляться. Зелёный город, одно-двухэтажный. Старые стены, каналы, и школьницы завизжали и показали Ж. пальцами жест, какой делает в американских фильмах коридорный, намекающий на чаевые.
— Что это значит? Они хотят денег? — спросила Ж.
— Нет, это значит, что ты клёвая, — ответил Миша.
Я уже выпал из разговора и дня. Поужинав, внимательно рассмотрел карту с телефона Ж., запомнил путь и побрёл домой. Свой телефон у меня есть, но без местной сим-карты. Я оставил его в номере, чтобы заниматься по вайфаю вьетнамским и доделать кое-какую работу.
— Вы гуляйте, не спешите.
Фото
Завтра Новый год, большой праздник, почти как Восьмое марта. Вид окровавленных птичьих ножек застилал радость от вышедшего сегодня видеоклипа моей группы, от радости писать эти заметки. «Это тоже часть приключения», — напомнил себе. Впечатление года! Какая же это всё лицемерная поверхность. Вдруг по улице — один за другим — огромная шеренга велосипедов с паланкинами. Рябь на этой поверхности. Рикши в ярких жилетках катили пассажиров, азиатских туристов, как сраных вельмож. Я остановился и принялся хлопать им. На меня никто не обратил внимания.
Пошёл дальше и вдруг наткнулся на маленькое кафе на углу дома. Здесь я дважды ел двенадцать лет назад, и это было моё первое большое путешествие. Город не помню, но хорошо помню это кафе. Я увидел себя — сидящего там двадцатисемилетнего парня с молодой невестой. Тогда у меня была с собой мини-книжка «Спутник вегана», которую мы использовали, чтобы получить постную еду в кафе в разных странах. А ещё мы покупали бумажные карты местности.
Перед сном Ж. намазала мои плечи согревающей мазью, и я проспал двенадцать часов. Во дворец мы не пошли, но посмотрели на него снаружи. Ехали несколько часов под дождём, отстали от Миши и Кати. На подъезде к Данангу остановились на серпантине, чтобы полюбоваться водопадом. Я пытался вспомнить, что прочитал в этом году, чего было хорошего. Вряд ли птичка ещё жива, — наверное, она сейчас сама браконьер или, может, переродилась в мини-приложение или в китайского поэта. Полюбуйтесь фрагментом водопада и вы; вид этой пенящейся воды подходит к любой <нрзб>.
Фото

9. Гора Шонча, водопад и другие новогодние радости

Сегодня православное Рождество. Уже семь дней каждое утро я записываю простенькую песню на диктофон, накладываю свой голос на музыку, что присылает мой напарник по этой афере, и мы выкидываем демопесню в маленький закрытый телеграм-канал. Осталось сделать 358 песен до конца года, а потом выпустить самый масштабный альбом в жизни. Он рождается едва заметно, но всё же делает дни размереннее и наполняет смыслом. Наше упорное творчество нависает над днями, как национальный флаг, красный с жёлтой звездой, по которому мы определяем переулочек, где живём.
Фото
Пока я пишу песню и учу-повторяю вьетнамские слова, Ж. занимается своей работой — вёрстка книги, дизайн. Потом мы завтракаем и гуляем по району, чтобы изучить фрагмент города, который покинем уже послезавтра. В двух кварталах есть уютная прачечная, и там потеряли два носка от наших пар. В следующий раз, сдавая бельё, Ж. принесла им эти отдельные носки и оставила, чтобы сотрудница поискала к ним вторые. Когда Ж. попыталась получить носки обратно, утеряны уже были все четыре штуки, зато при помощи русско-вьетнамского переводчика в телефоне нами был получен занятный ответ: «Извините, но нам плевать :(((((!» Этот инцидент не научил нас уму, и вот они уже постирали мою джинсовку так, что та подсела.
— Напиши им отзыв, пожалуйста! Как это? Единственное, что от вас требуется, — постирать бельё. Но вы и это не можете сделать нормально!
— Я говорила, что так будет. Я говорила!
В пяти минутах ходьбы — красивый буддийский храм с высокой пагодой. Рядом вдоль дороги продаются глиняные Будды, посуда, цветочные горшки и клумбы, а ещё среди этих поделок подозрительным образом затесалась секс-игрушка свинья по типу копилки, только с похабным круглым ртом вместо прорези на спине. С монахами живёт пёс породы далматинец. Раз он провёл нам с Ж. экскурсию по территории и дважды ходил с нами на променад за её пределы. Мы стараемся нагуливать хотя бы семь-девять километров ежедневно.
Пару раз я купался на ближайшем к дому пляже, и это было достойно, но всё-таки лучшим остаётся маленький потаённый пляж у святыни под горой Шонча. Если ехать от нашей хижины, нужно перемахнуть мой любимый панорамный мост, потом маленький мост над рыбацкой заводью, обогнуть гору, проехать под гигантской Леди Буддой и ещё метров пятьсот по серпантину.
Начнётся забор из рабицы, и вдруг — дырка в этом заборе, у которой днём всегда несколько мопедов рыбаков. На деревьях над забором и на самом заборе часто можно встретить обезьян, кучкующихся небольшой семьёй. Они боязливо-любопытны к людям. Когда отходишь — самая смелая запрыгивает на руль и, если что-то из еды лежит в бардачке, обязательно забирает себе. Но в нашем мопеде не предусмотрено такого бардачка ниже руля, только закрытый на ключ, под сидушкой. Одно развлечение для обезьян — смотреться в зеркало заднего вида и, согласно Фрейду, формировать своё эго через отождествление с собственным изображением.
Фото
Маленькие крутые ступени ведут вниз, мимо столика и гамака под пальмами, алтарей, прозрачного бокса для пожертвований и деда, который там часто ошивается: подметает или отдыхает с блаженной полуулыбкой. Он всегда рад нас видеть, и мы обмениваемся приветствиями. Думаем, он помнит нас с прошлого года, ведь мы приезжали сюда в любую погоду почти каждый день. В пасмурные дни, когда его и никого вообще не было, мы отходили на полсотни метров и купались голые.
Под маленькой святыней почти всегда спокойная и чистая вода, а в нескольких километрах виднеется вся туристическая линия с гигантами-отелями. Как будто смотришь на Вавилон из рая. На выходе из моря можно смыть с себя соль, сполоснувшись в ручье, стекающем с горы. Вода в ручье чистая, но на его дне и берегах мешки с цементом, застывшим в бетон, старые покрышки, кирпичи, а иной раз попадается торчащий из-под земли кусок арматуры. Ложка дёгтя присутствует, один дед тут не всегда справляется.
Прежде, проживая в туристическом районе, я был озадачен обилием русских кружков по интересам. Раз зайдя за компанию на занятия по актёрской импровизации, где педагогом оказался безупречный преподаватель-айтишник со скобами на зубах, познакомился с земляком из Кемерова. Он стал заманивать к себе на занятия по йоге и сёрфу. Это было слишком, йогой я занимался дома в одиночестве и был уверен (сейчас уже не настолько), что коллективные занятия противоречат духовной практике.
Вечерами я ходил в бар, где познакомился с концертным директором из Петрозаводска. «Я хочу показать им, что Россия — не страна-агрессор, а у нас есть своя культура!» — этот чувак арендовал клуб, чтобы транслировать на проекторе русские фильмы с английскими субтитрами (он их прописывает сам). Я не смог тогда пойти на показ в связи с какой-то работой, но Ж. сходила на фильм с Юрой Борисовым и Никитой Кукушкиным в главных ролях и осталась под впечатлением от пяти зрителей.
В частности, как безучастно смотрела в экран ряженая эскортница-вьетнамка с коленок пузатого деда-австралийца, который, в свою очередь, больше был увлечён спутницей, нежели культурной миссией парня из Петрозаводска.
Миша Лебедев занимается боксом. Я тоже пошёл. Зал на свежем воздухе под навесом, по соседству с очередным храмом. Хорошая разминка, которая длится больше часа: бег трусцой, задом, боком, прыжки, приседания... После вечеринки, которую владельцы устроили накануне, татами в пыли и листьях, спонтанная уборка не особо помогла, мои вещи лежат прямо на ящиках местного пива...
Фото
Занимаются несколько русских и пара иностранцев, тренер — ростовский парень по имени Макс, очень мощный бородач — дублирует команды на английском, но иногда случайно добавляет вьетнамские числительные. Со стены на нас смотрит дедушка Хо, под его надзором не забалуешь. Несколько жестоких кругов: бью кувалдой по покрышке, тягаю гири, бросаю шар, потом упражнения на пресс и спину, отжимания. Только на втором часу тренировки начинаем отрабатывать движения. В глазах темнеет, и заставляю себя увидеть ближайшее будущее — как нырну в горную реку у водопада и поплыву в холодной воде, глотая её, омолаживаясь.
Последние несколько дней дождей не было. Вьетнамцы одержали победу над Таиландом и стали чемпионами по футболу среди стран Юго-Восточной Азии. Несколько раз нас звали присоединиться к празднеству, но я обычно лишь вежливо отвечаю на приветствие и иду дальше: не тот режим.
Фото
***
Новая точка — ехать час. Дорога петляет по живописным местам, под горами, над голубой рекой. Дамба, деревеньки, буйволы, купающиеся в луже. Сквозь чей-то огород Миша ведёт нас к новому водопаду. Сперва надо перейти участок реки вброд, у меня над головой пакет с вещами и техникой: теперь нужно таскать с собой и диктофон, и телефон со скачанной музыкой, и фотоаппарат. Воды по пояс, держу кроссовки на весу, несколько раз рисково кренюсь, камни вонзаются в стопы.
Миша и наши жёны в кроксах, только я неудачно обулся. Теперь нужно преодолеть частную территорию, ветхие домики, грядки, на установленных хозяином знаках повсюду нацарапаны указатели к водопаду. Несколько раз попадается надпись на вьетнамском, а потом и на английском. Частная территория, ла-ла-ла, переведите по этому номеру тридцать тысяч донгов. Ж. оставила кошелёк в багажнике, а у меня есть только пятьдесят восемь. Самого хозяина нет, я над одной из калиток вижу пятиконечную звезду и цепляю к ней купюры.
Наконец мы оказываемся на одном из лучших водопадов, что я видел. Нырять в тёмно-синюю заводь предстоит с камня высотой в трёхэтажный дом. Во мне граммов пятьдесят водки «Ханой» (29,5 градуса) и порция дуриана. Обычно эти кайфы мы не совмещаем, но сегодня особенный день — перед очередным путешествием. Первым прыгает Миша, а через несколько секунд в бездну лечу я.
Фото

10. Хойан — культурный рынок

Третий месяц в путешествии: до Вьетнама мы ещё побывали в Японии, где снимали видеоклип. Первый раз я надолго — приблизительно на полгода — уезжал из России в 2012 году, накануне одного из активно рекламируемых концов света. Потом ещё было несколько поездок, почти каждый год: на пару недель, месяц, четыре месяца, около пяти. Похоже, что мне тяжело усидеть на месте. Тоска по родине каждый раз приходит дней через пятьдесят, и иногда за работой можно не сразу распознать этот непрерывный нервозный шелест.
Фото
— Пожалуйста, два горячих кофе. Без сахара, — говорю я.
Часто давали не то. Кофе со льдом, иногда без, но не горячий. «Nóng, nóng», — пытался протестовать я. На что получал неопределённые покачивания головой.
— Ну что за расисты? Или я неправильно говорю?
— У тебя разве нет друзей, которые не умеют сказать «нет»? Дело не в том, что они расисты, а в том, что ты учишь язык и всё равно не получается договориться. На это злишься.
Ж. была права. Я оставил недоумевающей девушке деньги и свой нетронутый холодный кофе, скорчил мученическую рожу и представил, что я могу обойтись без наркотика и ритуала. Не получалось, вот бы выпить его в Петербурге или Калининграде, а ещё лучше — в отчем доме в посёлке Металлплощадка. Я даже пнул несколько раз какой-то дорожный знак от обиды.
— Извини, что я истерю.
— Ничего, бывает.
— Ну не зря у тебя диплом психолога. Впервые пригодился! — сказал я.
Ж. пообещала при помощи телефона заполучить нам горячий кофе. Я стоял у порога локального заведения и не верил. Удалось, мы пили крепкий напиток из маленьких чашечек, глядя на высокую кольцевую автостраду.
— Ну всё.
— Пошли?
Погода испортилась, пока выселялись. Пробежали под дождём до такси, завезли чемодан к друзьям. Поехали в Хойан — налегке.
Фото
***
В такси не открывались окна, я смутился и задремал в духоте. Умирающий на дороге пёс, которого мы встретили по пути с водопада, приходит ко мне последние дни на границе сна. Смотрит в глаза. Асфальт измазан кровью, нижняя часть туловища уже омертвела вместе с лапами, псу оставалось несколько минут, максимум — час. Вьеты собираются вокруг. Ж. говорит: «Он принимает смерть так безропотно». Я очень медленно веду, почти не разговаривая, до дома. Потом пошли другие образы. Закорючки какие-то, связанные с отдыхом и работой, рукотворные тексты, примитивные картинки. Через полчаса мы приехали в Хойан, в небольшую гостиницу на краю городка, и я уже совсем забыл, кто я такой и что было утром.
— Хэллоу! Хэллоу! Хэллоу!
Хозяйка порхала вокруг в припадке истерической доброты.
— Сэнк ю! Сэнк ю! Сэнк ю!
Паспорта, наличка, вопросы о еде. Отметили в бумажке, подобной миграционному листу, чего хотим на завтрак. Да, есть растительные блюда, обязательно приготовим, да, тофу докупим! У нас есть экскурсии, может быть, хотите прокатиться на буйволе через Японский мост? Только не заказывайте обратный «граб», зачем же вы приехали на нём?! Мы вам сами всё вызовем, лишь скажите, в аэропорт вы потом или в Дананг?! О нет, спасибо! Нам не надо экскурсий, только мотик на два дня возьмём. Ну вот и заселились, есть уютный балкон, идти всего десять минут до пляжа, там безлюдно и очень хорошо. Песок белый, а вода голубая. Волны большие, но занырнуть в них можно. Всё это — почти даром. Рабочего стола нет.
Фото
Собираемся не работать, но сейчас мы подготавливаем две книги к печати и ещё что-то там по одной из других халтур. Чуть-чуть поработаем, да? На пару часов скрючились. Разогнулись и поехали в город. Ранний вечер, красивый город. Ж., как повелось, делится самым важным, нашёптывая факты на ухо, пока я везу нас:
— город Хойан внесён в наследие ЮНЕСКО, а c XV века является оживлённым торговым портом, частью Великого шёлкового пути;
— две трети зданий или даже больше — сохранившиеся древние строения;
— крытый Японский мост изображён на купюре номиналом двадцать тысяч донгов.
Много красивых женщин, много европейцев, много велосипедистов — вот что вижу я. Деды, молодёжь. Всюду туристы: пешие, на великах, на мопедах, ходят, сидят, бегут, пьют пиво, едят, смотрят палёные кроссовки и выбирают статуэтки.
Тормознёшь, и сразу вылезает парковщик, пытаясь мелком пометить твой байк и взять с тебя десятку. Цены варьируются от привычных нам до почти московских (ориентируюсь только по заведениям и блюдам с пометкой Chay, или, по-плебейски, Vegan).
Что же тут происходит в высокий сезон? Центр — нескончаемый большой рынок. Много жёлтых стен, красивые каменные мостовые, каналы, лодки, китайские фонари и иероглифы. Скоро начнётся паника, чувствую давление изнутри собственного черепа. Останавливаюсь возле туалета, но в секунду откуда ни возьмись выбегает тётенька-продавец и грозно машет руками. Загородил её товары.
Фото
— Nhà vệ sinh! Ту минит, — ворчу я, указывая на WC, но тётя уже тянет руль.
— Только я подумал, что это более культурная версия Арамболя... Индусы и те поссать бы мне всегда дали.
— Ещё Хойан называют вьетнамской Венецией. Власти пропагандируют велотранспорт, чтобы город был экологичным...
— Ладно, поссу за городом. Экологичнее будет. Там, где буйволы паслись.
Да что же это. Дышу глубоко, мне ещё нужно контактировать с людьми. Нам выдали большой и удобный мотоцикл. Не привык к габаритам. Веду медленно, и всё равно кажется, что не справлюсь, птичка и пёс — это были предупреждения от духов. Затаись. Не затаился.
У нашего фотоаппарата заклинило тумблер «вкл./выкл.». Одна из целей трёхдневной вылазки в Хойан — починка в одной мастерской — магазинчике подержанной техники. Вторая — посетить русского кинезиолога, которого Ж. для меня посоветовала подруга. Аппарат в ремонте, а я на кушетке. Кинезиолог пахнет потом и почёсывает голову. Стараюсь не дышать, слегка брезгую, но скорее доверяю ему. Он чешет голову, как чешут её только псы и увлечённые своим делом люди. Соображает моментально, тело «читает».
— Я сейчас проверю каждый орган. Напряги. Ага, ещё раз. Толкай ногой. Перевернись. Давай плечо.
Он заявляет, что проблема с тазом не из-за коленей и травм, а из-за простаты, в которой очень давно есть хроническое воспаление. Едва уловимое, скрытое.
— Ну да, поэтому и дети не рождаются, похоже.
— Пробуете? Смотри, она подчиняет себе остальные органы. Сколько ты их ни разминай — всё равно, пока там есть воспаление, достаточно лечь спать, за ночь простата всё вывернет так, чтобы они ей помогали.
— Простата — это же чувство вины? — спрашиваю я.
Вспоминаю безропотного пса и свои заметки, что я их пишу в радость и мне за них будут платить. Два развода и как я купил девчонке пиво несколько лет назад, а когда она отказалась со мной поцеловаться, выпил его сам. Свои песни и лёгкую жизнь. Да, я забыл о своей простате. Ей приходится держать в архиве большую вину.
— По психосоматике: чувство вины и вера в своё старение. Но ещё просто скрытые бактерии, — говорит кинезиолог.
Он пообещал выписать какие-то травы. Мы выехали на окраину и увидели, как туриста катают на буйволе. Полупустая поляна, и довольный жирдяй торчит тут, оседлавши зверя.
Фото
***
Фотоаппарат отремонтировали, но не идеально. Ж. показала небольшой актёрский этюд о том, как тяжело ей будет включать фотик, держа одной рукой. «Окей, окей, дисконт». Я пытался отдать всю сумму, мастер отталкивал руку, говоря: «Сорри, сэнк ю, сорри, сэнк ю».
Дни прошли, хорошо или не очень. Ворчали друг на друга, разделились на время.
Я поехал на велосипеде вдоль замечательной реки Тхубон. Мост через неё прямо у жилища, заехав под него, попадаешь в тихие места. Крестьяне жгут листья, дети играют и трогают мой велик с приветствиями. Крутил педали, пытался проявить этюд об этом месте. Мало, вдруг мне на всё мало времени. Не успеваю ни работать, ни отдыхать. Не надо было верстать и редактировать, скривившись на постели и на низеньких плетёных креслах. Надо было изучить территорию.
Наша хозяйка, она же тётенька-администратор. Мы не оправдали* её надежд, не взяли ни одной экскурсии. Первый раз на завтрак мы получили кофе и сок, второй раз только кофе, третий раз будем довольствоваться бесплатным чаем из большого термоса. Моцик-лимузин она у нас забрала в пользу европейских парней, а нам дала какой-то старенький мопед. Зато Ж. стало поспокойнее — первое время тётенька постоянно пыталась приобнять её. А пока на велике — еду вдоль чудесной реки, фоткаю лодки, мосты, а ночью будет караоке орать на всю улицу, утром петухи запоют.
Фото
Мы отправим пару книг нашего издательства в типографию, я расширю весенний тур группы «макулатура». Фэмили-бизнес идёт, бежит, летит, едет на велосипеде, плывёт на крытой лодке по венам жизненной реки. Завтра летим на юг — греть простату и избавляться от чувства вины.
* Но нет. Сейчас мы вышли на ресепшен, где я редактирую этот текст, и она несёт нам бананы и даже пару кусочков арбуза как прощальный подарок.
¹ Технически у камеры Mamiya RZ67 размер кадра составляет 56 × 70 миллиметров, тогда как у серии камер Fuji x100 — 23,5 × 15,6 миллиметра, то есть разница на самом деле даже чуть больше, чем в 10 раз. — Прим. ред.
Над материалом работали
Текст и фото
Е. Алёхин, Женя Комельфо
Продюсирование
Настя Захарова
Фоторедактура
Настя Михайлова
Корректура
Ирина Колычева