«Просто отключиться и написать текст»

«Просто отключиться и написать текст»

Найк Борзов — о сочинении песен в любых условиях и отказе от рокерской жизни
9 октября
author
Денис Бояринов
Музыкальный журналист, куратор культурных событий
Он больше не громит гостиничные номера и не ездит в изнуряющие туры. Сегодня Найк Борзов ценит комфорт и минимализм, ищет места с атмосферой, вдохновляющей на творчество, и выбирает номера с кофемашиной. Артист рассказал, почему его музыка всегда в движении, вспомнил яркие впечатления из путешествий и дал несколько советов отельерам.

Песни и путешествия

— Есть ли у тебя песни, написанные под впечатлением от путешествий? Ты куда-то съездил, увидел место, оно запомнилось, а потом раз — и родилась песня.
— Скорее не так. Атмосфера мест, конечно, влияет на написание песен, но не факт, что они получаются именно об этом месте. Бывает, что, находясь в самом солнечном, радостном, почти райском уголке — где океан, свет, покой, — я вдруг пишу супердепрессивную песню. А наоборот, где-нибудь зимой, в полной тьме, на даче под Москвой, где, кроме леса и падающего снега, ничего нет, вдруг получается очень позитивная, светлая вещь.
То есть всё зависит не столько от географии, сколько от внутреннего состояния. Есть такие понятия — места силы. Вот если я чувствую себя там комфортно, спокойно, могу ни о чём не думать, просто быть — тогда появляется вдохновение.
А то, что вокруг — архитектура, события, пейзаж, — всё это, конечно, влияет, но скорее как фон. Чтобы вспомнить песню, посвящённую конкретному месту... пожалуй, нет, такого нет. Хотя лукавлю. В этом году у меня вышла песня — называется MSK.

— Про Москву?
— Да, хотя я даже не назову её песней — скорее это трек-мантра. Там мало слов, больше ощущений — именно чувственных, передающих атмосферу города.
Это про то состояние, когда ты едешь по Москве на машине, гуляешь, просто живёшь здесь или приезжаешь — неважно. Главное — вот это внутреннее чувство города, его ритм, движение, энергия. Я выпустил этот трек вместе с клипом — там как раз показаны эти поездки по Москве.

О состояниях пути, поиска и творчества

— Вспоминается, конечно, твоя знаменитая песня «Верхом на звезде». Но если она и про путешествие, то скорее про какое-то психогеографическое, да?
— Скорее — метафизическое. Да и вообще у меня почти все песни — в движении. То есть ты как будто идёшь из одной точки в другую, но это не начало и не конец пути. Движение просто продолжается. Мне нравится описывать именно эти состояния — перехода, пути, поиска. И музыку я стараюсь писать так, чтобы она несла, чтобы слушателя всё время куда-то увлекало, тянуло за собой. Это тоже своего рода постоянное движение.
— Ты помнишь, как появилась «Верхом на звезде»? В каких обстоятельствах, в каком месте?
— Да, конечно, помню. Недавно даже нашёл черновик — рукописный, с самыми первыми набросками. Забавно было перечитывать: например, там была фраза «верхом на звезде в солнцезащитных очках» — но она в итоговую версию не вошла. Таких моментов было много.
Вообще я писал её довольно долго, не в одном месте. Но первые строки и сама музыкальная идея — вот это «о жизнь, ты прекрасна, оу е» — пришли мне в голову именно тогда, когда я жил на Люсиновской улице, на юге Москвы, почти у МКАДа.
Помню: лежу на диване, бренчу на гитаре, телевизор включён, но без звука, я просто смотрю в окно — и вдруг появляется эта мелодия и первые слова.
А потом уже на следующей репетиции мы начали разрабатывать песню вместе с ребятами. Текст я дописывал, наверное, месяца три, пока не довёл до того варианта, в котором все её знают сейчас.
— Пожалуй, улица Люсиновская не у всех ассоциируется с местом, где жизнь кажется прекрасной.
— Как говорится, не место красит человека, а человек — место. Поэтому мне, честно говоря, всё равно, где находиться. Я могу даже посреди какой-нибудь дико шумной вечеринки просто отключиться и написать текст.
photo

Первые заграничные впечатления — металлисты и челноки

— Помнишь ли ты свой первый выезд за границу? Обычно первый раз всегда запоминается.
— Да, это было в начале 1990-х. Я поехал в Польшу, в Варшаву. Родители меня снарядили: дали деньги и отправили вместе с челноками, которые ездили туда за товаром, чтобы привезти его обратно в Россию и продавать. У меня тоже было задание — кое-какие покупки, но как-то сразу бизнес не задался.
Вместо этого я просто тусовался с местными музыкантами — с блэк-металлистами и прочими неформалами, отдыхал, катался с этой группой челноков. Варшава мне очень понравилась. Там много готической архитектуры, а я обожаю такую эстетику — старую, немного депрессивную, но с характером. Было забавно, хотя большая часть впечатлений почти не сохранилась — я тогда злоупотреблял алкоголем.
— Вещей обратно ты не привёз?
— Кое-что всё же привёз. Например, купил офигенную чёрную рубашку с жёлтыми подсолнухами — и потом в ней выступал. Сохранилось даже видео. Это была программа под названием «Живьём с Максом» на питерском канале — такая предтеча «Антропологии» Диброва. Кажется, Дима был продюсером этой программы. И в этой самой рубашке я там выступаю.

Таиланд: от неприятия до любви

— Куда ты в последний раз ездил просто для души, не с туром и не с концертами?
— Последний раз это был Таиланд, в январе. Я там где-то месяц провёл — на Пангане. Я раньше не был там вообще. Я бывал в Таиланде в разных местах — даже в Паттайе, хотя, честно говоря, не очень понимаю, зачем туда ездят. Такой, скажем, [рассадник продажной любви]. Мне не особо понравилось, и я решил, что больше туда не хочу. В Бангкоке тоже был несколько раз. И, как сказать... у меня даже появилась определённая антипатия к Таиланду. Там ещё случилась небольшая авария, с последствиями. К тому же там какая-то странная особенность — если, например, получаешь рану или падаешь с мопеда, всё заживает очень долго, будто из-за местных микроорганизмов или климата.
В общем, я тогда для себя решил, что в Таиланд больше не поеду. Но мой директор Лена Савельева долгое время жила там — несколько лет — и как‑то сказала: «Хочу, чтобы ты поменял отношение к этой стране». И в итоге привезла меня на остров Панган — но не в тусовочную часть, где вечеринки и вся эта движуха, а в тихую рыбацкую деревушку.
И мне там дико понравилось. Настолько, что в будущем январе я хочу снова поехать — уже на пару месяцев. У меня вообще есть традиция: в январе уезжать из Москвы, из России, куда-нибудь в место с совершенно другой атмосферой. Там я обычно пишу песни — для альбома, для себя, просто что‑то создаю. Куда бы я ни приехал, у меня есть маленький ритуал: в первый день я нахожу по онлайн-картам ближайший музыкальный магазин, покупаю себе акустическую гитару — и потом, уезжая, оставляю её кому-нибудь из местных друзей или знакомых.
— Много ли ты ездишь? Сколько примерно поездок у тебя бывает в неделю или в месяц, если брать гастрольную жизнь в целом?
— В среднем две-три поездки в неделю. В основном по России.
photo

Ошеломительный Север

— В какое самое неожиданное место тебя заносило во время гастролей? Куда бы ты, наверное, сам просто так никогда не поехал?
— Честно говоря, сложно вспомнить что-то конкретное, потому что я, по сути, всю Россию уже объездил — и не один раз. Но если говорить про действительно яркие впечатления, то, например, я был в Териберке, на берегу Белого моря.
— О, это где фестиваль делают?
— Да, именно. Тогда как раз была программа по развитию малых регионов, и мы поехали туда большим составом музыкантов. Это было очень необычное, даже немного глючное ощущение: полуразрушенные чёрные деревянные домики посреди какой-то каменистой равнины, покрытой мхом... Но при этом — невероятно красиво и атмосферно. Место просто шедевральное.
Туда, конечно, не так-то просто добраться — зимой дорогу может занести сугробами по пять метров, и есть шанс, что приедешь туда и не выберешься до весны. Но зато северное сияние, тишина, этот космос вокруг — всё это впечатляет.
— А где вы там останавливались? В чёрных деревянных домиках?
— Нет, там есть небольшая гостиница, двух- или трёхэтажная, условно на троечку. Но в целом всё чисто, уютно, по-домашнему. Едакак в пионерском лагере, простая, но вкусная. Люди очень доброжелательные — как будто попадаешь в настоящую деревню, далёкую от суеты и городского ритма.

«Главное — большая кровать и душ»

— Самая роскошная гостиница, в которой тебе доводилось останавливаться?
— Честно, сложно вспомнить. У меня все гостиницы хорошие. Но если говорить о какой-то прям роскоши, то, наверное, да, иногда дают такие номера, что можно и президентским люксом назвать.
— Ты любишь комфорт?
— Да, но я вообще за минимализм. Мне нравится, когда номера без этих ковров и лишнего декора. Главное — большая кровать с единым матрасом, чтобы можно было спокойно кататься по всей площади, не упираясь в стык посередине.
Ещё важен просторный санузел, с двумя раковинами — у меня куча всяких средств, косметики, баночек, и всё это должно куда-то помещаться, не падать и не мешать. Ванна мне не обязательна — я больше люблю душ. Но душ должен быть нормальный: большой, чтобы не биться об стекло локтями. И конечно балкон — для меня это почти обязательное условие. Мне нравится тусоваться на балконе, втыкать в пространство, что-то записывать и сочинять песни.
— У каждого рокера должна быть история про разгромленный гостиничный номер. У тебя есть такая?
— Есть, конечно. И не одна. Но телевизор из окна я, кажется, не выбрасывал... по крайней мере, не помню такого. Честно говоря, рассказывать об этих историях не очень хочется — да и вспоминать тоже. Это было давно, и можно сказать, что всё это уже не про меня.
— В девяностые или в нулевые?
— В девяностые, конечно, побольше, а в нулевых уже всё поутихло. А сейчас мне нравится, когда всё чистенько, уютно, спокойно. Тем более я веду здоровый образ жизни. Так что смысл что‑то громить? Всё это было когда‑то, знаешь, помножено на юношеский максимализм и какие‑то, скажем так, «допинговые» средства. Поэтому сейчас этого уже нет — да и неинтересно.
Я теперь, можно сказать, безопасен для отелей (смеётся).
Найк Борзов

— Самый ужасный гостиничный номер, в котором тебе когда-либо доводилось побывать?
— Первое, что приходит в голову, — гостиница в городе Кирове. Это было ещё до того, как её отреставрировали. Какая-то центральная, на главной площади. Я помню, там были совершенно жуткие условия: жара на улице, кондиционеров нет, окна открыты — а легче не становится. Душно, воздух пропитан какой-то смесью старости и сырости. Ты сидишь в номере и уже начинаешь ощущать, будто внутри тебя что-то прорастает — вот настолько тяжёлая атмосфера была. Не самое приятное впечатление, мягко говоря. Но, насколько я знаю, ту гостиницу потом отреставрировали, и сейчас там всё вроде гораздо лучше.
А вообще сейчас в России многое изменилось — почти в каждом городе есть несколько гостиниц на разный вкус и уровень. Люди стали больше уделять внимания комфорту, эстетике, ухоженности. Поэтому, если честно, даже не вспомню, где мне в последние годы прям не понравилось. Всё стало гораздо приятнее и очень комфортно.
photo

Советы отельерам

— Есть ли у тебя какие-то рекомендации для владельцев отелей? Что бы посоветовал изменить: например, уберите эти ужасные картины со стен.
— Если честно, в большинстве гостиниц сейчас с этим уже лучше. Часто попадаются даже забавные — такие, знаешь, «втыкабельные». Иногда встречаются интересные, я даже пару раз фотографировал их на телефон — как пример какой-то наивной, но искренней эстетики. Безвкусица, конечно, тоже встречается, но она бывает настолько яркой и китчевой, что даже не раздражает.
Если говорить серьёзно, то я бы, наверное, убрал часть бесполезной мебели. Иногда её просто слишком много — столики, тумбы, какие-то декоративные кресла, на которые никто никогда не садится. Помню, мы как-то приехали, кажется, в Алматы — шикарная гостиница, просто уровень люкс. И самое смешное: в моём суперлюксе не оказалось кофемашины. Только чайник и пакетики с Nescafe. А я ведь кофеман — пью по несколько чашек в день, и для меня это прям важно. Так что отсутствие нормального кофе в роскошном номере — это, пожалуй, одно из самых больших разочарований.

Музыка в движении

— Музыканты, которые много гастролируют, чаще всего говорят, что для них самый травмирующий опыт — это постоянные переезды с места на место. А как ты к этому относишься?
— Ну у нас всё устроено так, чтобы минимизировать этот стресс. У меня крутая команда, и тур-менеджер всегда выстраивает маршруты максимально удобно, чтобы, как говорится, не травмировать психику.
Мы стараемся избегать долгих переездов — никаких многочасовых автобусных или железнодорожных путешествий. В основном летаем. Обычно это несколько часов — и ты уже в другом городе. В самолёте я засыпаю ещё до взлёта и просыпаюсь уже на посадке, так что для меня это идеальный формат.
Я вообще стараюсь не делать больших длинных связок, где города идут один за другим, без передышки. Раньше бывало, когда ты месяцами в дороге, каждый день новый город, новая сцена — это, конечно, выматывает и полностью выжигает. Сейчас мы делаем всё иначе: берём какой-то регион, даём там несколько концертов, потом возвращаемся в Москву на пару дней, отдыхаем, и только потом — следующая серия выступлений. Уже много лет работаю по такой схеме, и это, честно говоря, здорово спасает.
— В дороге у тебя получается делать музыку?
— Я не очень практикую это в поездках. Если что-то срочное, что нужно прямо сейчас сделать и сдать, то могу взять с собой. У меня есть условная переносная студия, которую можно собрать, кинуть в рюкзак и работать даже на батарейках, в гостинице. Но в целом я предпочитаю не делать музыку в дороге. Мне нравится сидеть спокойно в своей студии, пробовать, экспериментировать — когда ничто и никто не отвлекает.
— Есть ли места на планете, которые ты хотел бы посетить, но пока не удалось?
— Да, например, Латинская Америка. И в Африке хотелось бы побывать — та же ЮАР, например. Но там дико опасно, так что интерес к поездке пока уступает чувству самосохранения.
— На твоём последнем альбоме есть отсылки к «Страху и ненависти в Лас‑Вегасе», в частности песня «Адренахром». Ты был в Лас-Вегасе?
— Нет, не был.
— А вообще в Соединённых Штатах Америки?
— Тоже нет. Так получилось, что несколько раз планировались туры в США, но они срывались. Первый раз должно было быть где-то в ноябре, ещё в 2001 году. Но после трагедии 11 сентября въезд был закрыт, и наши гастроли слетели. Второй раз была уже полностью запланированная серия городов и площадок, но опять что-то произошло — форс-мажор, и тур не состоялся. В Штатах мне было бы интересно заглянуть в какой-нибудь гитарный магазин, купить малый барабан или что-то подобное. С другой стороны, у меня и так целый шкаф этих барабанов. Никакого культурного или музыкального мифа вокруг Америки для меня нет. Клубов типа CBGB и у нас полно; скорее интересно было бы пообщаться с людьми, которые делают и создают сильную музыку сейчас. Например, с Перри Фарреллом или Риком Рубиным. Надеюсь, однажды это всё-таки случится!
photo

Съемка проводилась в отеле Swissotel Krasnye Holmy Moscow
Над материалом работали
Интервью
Денис Бояринов
Редактура
Максим Динкевич
Продюсирование
Анна Шипилова
Корректура
Ирина Колычева
Фоторедактура
Женя Белдам
Фото
Дмитрий Лукьянов
Ассист
Алиса Бекетова
Мэйкап
Елизавета Зеленова