Чем отель отличается от дома (и почему это больно)

Чем отель отличается от дома (и почему это больно)

Колонка про магию, которая кроется в баночках с шампунями, махровых халатах и телефоне у тумбочки
1 октября
author
Юлия Выдолоб
Dot Comms, автор телеграм-канала «да и нет»
Фэшн-журналистка и ментор творческих предпринимателей рассуждает о деталях, которые делают отель отелем, но никогда не сделают его домом. Начинается история, как водится, с бара.
Моё первое столкновение с мини-баром произошло где-то в начале нулевых — в палас-отеле Le Bristol в Париже. Это был первый раз, когда я остановилась не просто в пяти звёздах, а именно в палас-отеле: этот высокий статус имеют лишь несколько десятков гостиниц во Франции. В огромном номере с потёртой антикварной мебелью (оригиналы или реплики эпохи Людовика XV и Людовика XVI) обнаружился довольно современного вида холодильник, доверху набитый шоколадками, орехами, маленькими бутылочками с алкоголем и прочей классикой жанра. Меню, как водится, было ненавязчиво спрятано где-то в увесистом кожаном томе, лежавшем на письменном столе. Я, наивный постсоветский ребёнок, решила, что всё это бесплатно. И что же сделала? Конечно, распаковала все полтора десятка шоколадок и отломила от каждой по кусочку.
Расплату я запомнила даже не в виде счёта, а как ощущение предательства: при выписке мне выдали аккуратный лист с чек-боксами — мне надо было проставить галочку напротив каждой открытой шоколадки и бутылочки. Это было как если бы друзья, у которых ты побывал в гостях, предъявили счёт на выходе. Я уже не помнила, сколько именно упаковок вскрыла, и отчаянно жалела, что бросила остатки в номере: оказалось, что всё это не просто платно, а очень даже платно.
С тех пор поумнела не только я: по данным PKF Hospitality Research, в одних США выручка от мини-баров, составляющая всего 1% от общего дохода отелей, с 2007 по 2012 год упала ещё на 28%. Гости понимают, что переоценённые шоколадки и чипсы могут вылиться в крупную статью расходов.
Но я тогда поняла главное: не стоит путать отель с домом. Да, в истории были люди, что жили в отелях годами (правда, это в основном были персоны вроде Коко Шанель и Мэрилин Монро). Но отель — это всё-таки не дом. Это конструкт, стремящийся имитировать домашний уют и ощущение, что ты если не дома, то как минимум в гостях. При этом вещи, с помощью которых это ощущение достигается, как правило, не встречаются в обычных домах.
photo
Снимок из фотопроекта Анастасии Цайдер для журнала «Номер»

Маленькие баночки с шампунями

В отличие от мини-бара, они бесплатные — и не перестают умилять, особенно если это коллаборация с каким-нибудь классным брендом: в Park Hyatt это будут Le Labo, в Ritz-Carlton — Diptyque с их тонкими ароматами, в Waldorf Astoria — чудесный Aesop, а в московском «Рихтере» вас будут ждать Acqua di Parma. В последние годы я всё чаще думаю о том, сколько мусора создают эти миниатюры, и хотя баночки обаятельные, мне нравится, когда отели переходят на полноразмерные флаконы. Но всё же классная баночка — это приятный сувенир, будто бы продлевающий пребывание.
photo
Снимок из фотопроекта Анастасии Цайдер для журнала «Номер»

Табличка «Не беспокоить»

Я знаю людей, которые коллекционируют эти таблички. И понимаю почему: в этой простой картонке — настоящая мечта современного человека. Ведь можно отгородиться от всего мира буквально движением руки. Даже в технологичных отелях, где режим «не беспокоить» включается кнопкой, многие всё равно сохраняют физическую табличку — артефакт с символическим весом.
photo
Снимок из фотопроекта Анастасии Цайдер для журнала «Номер»

Телефон у кровати и в ванной

Этот привет из прошлого всё ещё жив. Ни у кого из нас уже давно нет домашних телефонов, а в отеле — вот он, прямо рядом с подушкой, будто бы специально для того, чтобы кто-то мог вас разбудить. Что же до телефона в ванной (в совмещённом санузле!), то я хорошо помню свой восторг, когда я впервые обнаружила такое улучшение качества жизни. В сериале «Друзья» есть сцена, где Джоуи с восторгом обнаруживает телефон в ванной отеля, а Моника строго говорит: «Джоуи, никогда не звони мне с этого телефона».
photo
Снимок из фотопроекта Анастасии Цайдер для журнала «Номер»

Будильник по звонку

Родственник телефона у кровати. В знаменитом романе Артура Хейли «Отель» описано, как трое операторов вручную будили около 180 гостей в утренний час пик — им приходилось начинать чуть раньше и заканчивать чуть позже, чтобы всё успеть. Я застала времена, когда тебя будил не робот, а человек — оператор или консьерж. Сейчас, увы, даже по аналоговому телефону это делает робот.

Журналы

Однажды я заехала в парижский Hôtel de Crillon и обнаружила в номере полную подборку свежих русскоязычных журналов ИД Independent Media. Видимо, отель искренне стремился кастомизировать номер под русскую туристку. Самое смешное, что я тогда работала в том же издательстве и в мои обязанности входило пролистать все номера и собрать вырезки с поддержкой рекламодателей для директора рекламного отдела, — фактически это была ситуация из бородатого анекдота про «кругом станки».
Журналы немедленно были отправлены в дальний угол; сотрудники отеля проявили чудеса внимательности, и на следующий день меня уже ждали Vogue на английском и французском.
photo
Снимок из фотопроекта Анастасии Цайдер для журнала «Номер»

Халат и тапочки

Многие держат дома отельные халаты и тапочки для гостей, но по сути — это чисто отельное изобретение. По плотности, мягкости и тяжести махровой ткани можно почти вслепую определить класс отеля: чем выше, тем увесистее будет халат.
В роскошных гостиницах халаты стали стандартом ещё в середине XX века. Со временем выяснилось, что гости повадились уносить их с собой, и где-то с начала 2000-х халаты в отелях начали официально продавать. У халата, как правило, есть соответствующая пояснительная записка — она всегда на виду, чтобы вы точно её не пропустили. Многие пошли ещё дальше: сейчас халаты и другие отельные артефакты стали мерчем — и их можно купить в отеле или заказать онлайн, даже если вы и не думали там останавливаться. Например, на сайте Ritz можно заказать не только халаты, но и знаменитое «отельное» постельное бельё.
Сейчас халаты и прочие отельные предметы — ещё и поле для модных коллабораций. К примеру, для модной сети Ace Hotel халаты делает бренд wings+horns: для Торонто — расслабленный, оливково-зелёный с чёрным поясом, для Киото — кимоно из мягкого хлопкового трикотажа. В московском «Рихтере» халаты и другие вещи — от свечей и текстильных сумочек до спичечных коробков — выпускают в коллаборациях с локальными брендами перед новогодними праздниками.
photo
Снимок из фотопроекта Анастасии Цайдер для журнала «Номер»

Подготовка номера ко сну

О, этот невероятный ритуал! Он существовал в отелях задолго до того момента, как мы стали слишком много скроллить, плохо спать и начали внедрять в наши перенасыщенные вечера «ритуалы» отхода ко сну. Номер готовят, пока вы отсутствуете: убирают покрывало, разворачивают постель, закрывают шторы, ставят тапочки у кровати, включают ночники, кладут на подушку шоколадку (классика — мята или трюфель). В этом и есть весь отель: вы можете повесить табличку «не беспокоить», но невидимые руки прикасаются к номеру, незаметно наводят порядок, пытаются угадать, что приятно удивит вас. Это одиночество без одиночества: весь мир может подождать, но кто-то всегда отвечает на том конце провода.

Юлия Выдолоб — автор телеграм-канала «да и нет» про моду, вещи, развитие и людей

photo
Снимок из фотопроекта Анастасии Цайдер для журнала «Номер»


Над материалом работали
Текст
Юлия Выдолоб
Редактура
Настя Захарова, Максим Динкевич
Продюсирование
Анна Шипилова
Фото
Анастасия Цайдер
Фоторедактура
Настя Михайлова
Корректура
Ирина Колычева