Как путешествовать по России в XIX веке?

Как путешествовать по России в XIX веке?

Гид для новичков от блогера и преподавателя Александра Файба
30 сентября
author
Александр Файб
Блогер, преподаватель ВШЭ
Как выглядели путешествия до появления онлайн‑бронирования и чемоданов на колёсах? Александр Файб рассказывает о правилах туризма в России в XIX веке: что необходимо было взять в дорогу, где ночевать, на чём ехать и зачем нужна была подорожная грамота.
Слово «туризм» в русском языке появилось в XIX веке — до этого поездки рекреационного и лечебного характера своего названия не имели. И это не случайно: именно тогда путешествия в России стали хоть немного напоминать отдых, а не мучительный и утилитарный путь из А в Б.
Но началось всё не при Александрах и Николаях, а при первом русском императоре.
Мочекаменная болезнь мучила царя как минимум с начала века.
От обострений ему помогали европейские курорты лечебных минеральных вод. Правда, в 1717 году Петру надоело мотаться туда-сюда, и он поручил искать лечебные воды в России. Их в итоге нашли — в Карелии (Марциальные воды) и на Кавказе. Рядом с солёными водоёмами начали строить гостевые домики.
Именно этот момент принято считать началом русского туризма.
Правда, поездка на Кавказ из условной Москвы на кибитке в XVIII веке здоровье могла только забрать — настолько ужасные тогда были дороги. И длились эти поездки порой по несколько недель.
Во второй половине XIX века ситуация кардинальным образом поменялась: протяжённость железных дорог росла чуть ли не каждый день, а вокруг популярных мест начали строить туристическую инфраструктуру. Путешествовать стало удобнее и приятнее. И важно — путешествовать становилось модным. Каково было быть туристом в дореволюционной России?
photo
Открытка с видом гостиницы «Лондон» в Сочи, 1890–1917 гг. Общественное достояние

Как собираться в путь

Прежде чем паковать чемоданы с одеждой и провизией, проверьте, вы документы-то подготовили?
Основа основ — это подорожная грамота. Её выдавали местные власти — губернские или уездные. Она фиксирует пункт назначения и даёт путешественнику право использовать казённых лошадей. За них всё равно придётся платить — 0,5 копейки за версту на каждую лошадь, но без подорожной скакуны обойдутся в два раза дороже.
Казённых лошадей покупали или арендовали на рынках, у крестьян и извозчиков, — их приобретение и содержание субсидировало государство, прибыль от перевозок получало оно же. Был и альтернативный вариант: нанять «вольных» лошадей у местных ямщиков, но такие брали втридорога.
photo
Подорожная грамота от г. Боровичи до станции Порожек и обратно, выданная 15 декабря 1858 г. боровичскому помещику [Павлу Михайловичу] Божерянову. Общественное достояние, из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника

С документами разобрались. Что брать в дорогу и что влезет в чемодан

База — это тёплая одежда, головной убор и бульотка для кипятка: это такой портативный самовар — небольшой, без встроенной топки с углями, который разогревали с помощью спиртовой горелки. Слабо подходил для чаепития в промышленных объёмах и хорошо — для короткого обеда, а также для сохранения температуры воды. Короче говоря, допотопный термопот.
Другая необходимая вещь (если вы, конечно, не адепт праноедения) — это пища. Из еды: сухари, квашеная, маринованная и солёная еда — всё это сохранится в дороге. Затем идут крупы. Из них можно приготовить кашу — на костре и в своём котелке или на общей кухне почтовой станции (об этом — ниже). Ну и дрова для розжига, естественно: останавливались в чистом поле тогда часто — из-за поломок транспорта, непогоды или желания поспать. Особенно в отдалённых местностях, где транспортно-гостиничная инфраструктура хромала.
Средства самообороны (включая оружие) тоже могут пригодиться. Камер нет, освещения мало, если поедете зимой — темнеет рано, а это чревато. Но помните, что такие опасные предметы надо не просто держать при себе, а уметь с ними правильно обращаться.
photo
Страница из прейскуранта Торгового дома Я. Зимина вдова и Ко, 1898-1899 гг. Общественное достояние

Как передвигаться

Промышленная революция уже случилась, железные дороги активно строятся и в России, но их протяжённости сильно не хватает. Без лошадей никак. Летом в XIX веке путешествуют на телегах, колясках и тарантасах, зимой — в санях, бричках и кибитках.
Телега и сани — это сердитый лоукост: стоили для покупки считаные рубли, но не давали защиты от холода и амортизации (а она с теми дорогами была ох как нужна). Кибитка, по сути, отличалась от телеги и саней тем, что у неё был навес. Тарантасы уже получше: это выносливый крытый экипаж с относительно мягкой подвеской для долгих поездок. Брички и коляски — это уже на богатом: стоили сотни рублей (при этом коляска была вдвое дороже брички), и позволить их себе могли зажиточные купцы и дворяне средней руки.
illustration
Типы экипажей. Иллюстрация к статье «Экипажное дело» из Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Санкт-Петербург, 1890–1907 гг. Общественное достояние

И тут — два варианта перемещения

Первый — «на долгих». Условий два: если вы при деньгах и у вас есть собственные лошади. Плюс экипаж, конечно. Такие едут в своём темпе (делаем скидку на убитые, а порой и непроходимые дороги) и останавливаются, где и когда захотят. Получается вполне комфортная поездка.
Вторая опция — это «на почтовых». Вам придётся арендовать транспорт и лошадей, которых будут менять каждую почтовую станцию — иначе скакуны выбьются из сил. Вариант сомнительный: никто не гарантирует, что на следующей станции будут свободные лошади, — возможно, придётся ждать.
Скорость тоже вряд ли вас порадует: 10–13 километров в час, а в сутки — максимум 100, на большее не хватит сил ни у лошадей, ни у ямщика. Хотите ехать дальше и быстрее — доплачиваете ямщику, доплачиваете за смену лошадей, доплачиваете за всё.
photo
Почтовая коляска на станции Душетская (Душети, Грузия), 15 июля 1898 г. Из архива Александра Васильевича Живаго. Общественное достояние, из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Где жить

У вас три варианта размещения. Один из них — как раз почтовые станции. Это такие протовокзалы: там можно и лошадей сменить, и поспать, и поесть. На всё про всё комната на ночь, чай-самовар, кормёжка лошадей — два—пять рублей. Дневной заработок учителя гимназии и недельный — квалифицированного рабочего.
Станции делились на две половины — «чистую» и «чёрную»: в первой останавливались господа, а «чёрная» — это изба для обслуги. «Чистая» — комфортабельнее, с мебелью и удобствами. Правда, вне зависимости от статуса в туалет придётся ходить на улице. Даже зимой. Еда неплохая, но зависела от места: где-то были только суп да лепёшки, где-то, как писали очевидцы, подавали по шесть-семь блюд с десертом.
Второй вариант — это гостиницы. Отельный бизнес в России начал складываться поздно, и ещё в середине XIX века гостиницы в столицах можно было пересчитать по пальцам. К концу столетия всё начало меняться: в Петербурге и Москве появляются гостиницы «европейского уровня». Это был показатель качества.
Их так и называли — «Лондон», «Неаполь» и «Европейская». Это был клубный отдых класса люкс, доступный лишь избранным: в зданиях (обычно двухэтажных) был ярус для общего отдыха с обеденным залом, играми и официантами в белых перчатках и этаж с жилыми комнатами (с интерьером по последнему писку моды, естественно).
Ценник — от 2 до 50 рублей за сутки. Для сравнения: месячный оклад рабочего в то время — это 29 рублей.
Наконец, последний вариант — это квартира. Снималось жильё в дореволюционной России гораздо чаще, чем покупалось. По съёму жили все — от самых богатых до бедноты (и это ещё до изобретения понятия «ключевая ставка»): 80% домов в Петербурге и 40% в Москве были исключительно доходными — то есть построенными под сдачу в аренду.
Самая популярная опция для рядового путешественника — съём квартиры или меблированной комнаты. В Москве конца XIX века цена такого жилья стартовала с 30 копеек в сутки.
photo
Открытка с видом на Европейскую гостиницу (Grand Hôtel d' Europe) из Михайловского сквера, 1900–1913 гг. Общественное достояние

Куда ехать

Самый любопытный вопрос. Почти весь туристический трафик приходился всего на четыре направления. Все они — в европейской части России.
1. Санкт-Петербург. Формальная и, что важнее, культурная столица России. В то время город ещё не стал памятником и городом-музеем, а был витриной империи, которую украшали архитектурные шедевры. Вместе с тем это уже был город музеев, святынь, дворцов и, главное, бурной и пышной буржуазной жизни.
2. Москва. На фоне молодого и пижонистого Петербурга — бесспорная историческая столица. Масса древних храмов для паломников (в Успенский собор, например, императоры так и продолжали ездить на коронацию), Кремль, древние улочки и кое-где уцелевшие боярские особняки. В Москву удобно добираться: город стал центральным транспортным узлом, на котором замыкались все железные (и прочие) дороги.
3. Кавказ. Центр бальнеологии (науки о всяком минеральном и целебном). Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск — вскоре после окончания Кавказской войны в 1860-х местные минеральные воды стали доступны всем желающим. Для богатых путешественников были роскошные виллы, для тех, кто поскромнее, — санатории.
4. Волга. За счёт пароходов, которые курсировали от Твери до Астрахани, города вокруг реки тоже стали популярны среди туристов. Были и паломники, и предприниматели — последних интересовала Нижегородская ярмарка, главный торговый центр России, в пространстве которой одновременно действовали промышленные и культурные выставки. Там также располагался свой театр.
photo
Открытка с пассажирским пароходом на Волге, 1890–1917 гг. Общественное достояние
А для тех, кто готов был идти дальше и рисковать, в XIX веке стали открываться географические и туристические общества. Они организовывали поездки в Сибирь, Центральную Азию (тогда Туркестан) и на Дальний Восток.
Развитие института научных экспедиций, а затем и простых поездок ради отдыха (или отдыха плюс лечения) помогло сделать российский туризм доступнее. Важно понимать: вторая половина XIX века — самая ранняя эпоха, когда вы могли ездить более или менее свободно и в первую очередь отдыхать, а не мучиться в поездках. Доступно такое было, впрочем, только купцам, чиновникам, дворянам и духовникам — крестьяне из своих деревень уезжали только на заработки.
photo
Гостиница А. Г. Барскова (бывшая Федухина-Пожарского) в Торжке, 1910 г. Фото Сергея Прокудина-Горского. Общественное достояние
Но это уже что-то! Спасибо Петру, отмене сословных ограничений на передвижение, промышленной революции и, конечно, российским дореволюционным городам — уж слишком они были хороши.
Рисунок на обложке: Вьючные лошади во время экспедиции Русского географического общества по Восточной Сибири, 1844—1846 гг. Рисунок Леопольда Немировского из альбома Ивана Булычева «Путешествие по Восточной Сибири». Общественное достояние, из собрания Российской государственной библиотеки

Над материалом работали
Текст
Александр Файб
Редактура
Максим Динкевич
Фоторедактура
Женя Белдам
Корректура
Ирина Колычева
Продюсирование
Анна Шипилова