Береговая батарея "Ларионовская Южная"
Южная батарея была построена в несколько этапов. В 1894 г. она была возведена впервые с помощью проекта военного инженера капитана В.В. Курилова, вооружённая четырьмя 8-дюймовыми береговыми пушками образца 1867 года. В 1897 г. по бокам батареи капитаном А.П. Романовичем были пристроены две позиции, каждая из которых вмещала две 57-миллиметровых береговых пушек Норденфельда. Орудие устанавливали за бетонным заграждением, перед которым располагался патронный погреб, прикрытый коленчатым сквозником. В 1901-1903 гг. военный инженер капитан Э.О. Маак увеличил в длину батарею, в связи с чем количество 8-дюймовых орудий образца 1867 года было увеличено до 6 и количество ниш. От погребов упразднённой батареи проложили железную дорогу. После всех манипуляций батарея насчитывала шесть орудийных двориков, расположенных уступом по вертикали справа налево. В торцах траверсов и в боковом откосе второго справа дворика находятся бетонные ниши для снарядов. По правой стороне дворика ниш нет. Перед батареей расположен павильон для дальномера, а на флангах — два одинаковых бетонных дворика каждый на две 57-миллиметровые скорострельные пушки Норденфельда. Вооружение Ларионовской Южной батареи сохранялось и после Русско-японской войны 1904–1905 годов. В 1914 г. на картах она была показана как действующая. Сооружение сохранилось в удовлетворительном состоянии.
1894–1903 гг.