24 июня на Новой сцене Большого театра России состоялась премьера балета "Дягилев" режиссера Сергея Глазкова. Постановка посвящена русскому театральному и художественному деятелю, меценату Сергею Дягилеву. Это послание, буквально кричащее о том, как мы нуждаемся в таких людях. Да, они работают с готовым материалом: артистами, художниками, писателями, - но они собирают, дают возможности и продвигают. Они не упираются в старое, не боятся нового, развивая нашу культуру и популяризуя ее за границей.
Это театр в театре, балет в балете, - моя любимая матрешка, увлекающая зрителей в бесконечность этой театральной матрицы. На темной сцене то и дело появляются нечеткие проекции то Парижа, то профиля Дягилева, то его тени, эти же тени выходили на сцену (танцоры, копии Дягилева), словно бесконечность в зеркальном коридоре. Да и на сцене действительно присутствуют зеркала, ведь в репетиционном балетном зале без них обойтись невозможно, и герои постановки в разные моменты попадали в зеркальный коридор. А декорации в виде огромных серых панелей обратной стороны сцены и стоящий лицом к залу Дягилев вообще создавали впечатление, что именно мы, зрители, находимся где-то в зеркальном закулисье. Очень интересная игра зеркальных образов. Кроме того, образ цыганки внешне выполнен как зеркальное отражение Дягилева, но в женском обличие. Мы видим седую прядь, отраженную в ней, то же упорство, ту же силу, присущие Дягилеву. Несмотря на то, что в реальности Дягилев никогда не танцевал (он занимался живописью, но безуспешно), в балете он танцует достаточно много. Я сама всегда мыслю образами, и потому все его танцы воспринимала как его воображение, его мысли: его внутреннюю борьбу со страхом и сомнениями (танец с цыганкой), последние репетиции перед премьерой (танец с Карсавиной и Нижинским), усталость и успех (сольная вариация) и прочие. Вообще, смотря на каждую роль первого плана я поражалась, насколько талантливы артисты. Ведь они не только танцоры высочайшего уровня, они невероятные драматические актеры, - так ощутимо и чувственно передать переживания своих героев не только с помощью языка тела, но одновременно и мимики, энергетики очень сложно.